Человеческая трагедия, увековеченная в музыке
Эми Уайнхаус (Amy Jade Winehouse) родилась в северном Лондоне 14 сентября 1983 года. В ее роду были польские и русские эмигранты, родители — небогатые трудяги: отец Митч — таксист, мать Дженис — фармацевт. Тем не менее в семье Уайнхаус были музыканты, а папа пел маленькой Эми Синатру вместо колыбельных. По настоянию бабушки она попала сначала в одну, затем в другую музыкальную школу, но петь и играть в первую очередь нравилось самой Эми; со своей подругой детства Джульет она даже организовала группу «Sweet and Sour».
С шестнадцати лет Эми стала подрабатывать — пением в том числе. Дальше дело было как в классической музыкальной сказке: её голос случайно услышал представитель звукозаписывающей компании «A&R» — и понеслось. Эми записывает свой дебютный альбом «Frank», который принесет безвестной молодой певице неожиданную славу и единодушную похвалу критиков.
Родители Эми не слишком много времени проводили с дочерью. Отец бросил семью и ушел к другой женщине. Мать, по собственным словам, не знала, как контролировать Эми, и, по всей видимости, мало замечала, что c ней происходило. С детства Уайнхаус была недовольна своей фигурой и подростком придумала отличную диету: ешь что хочешь, а потом просто выблевываешь всё, что съел. Мать признаётся, что не придала этому значения, как и отец — оба решили, что это пройдет. C четырнадцати лет Эми принимала антидепрессанты, пока не открыла для себя гитару старшего брата Алекса и, по ее собственным словам, нашла идеальный способ справляться с жизнью с помощью музыки. Ее дебютный альбом «Frank» был не просто набором песен о любви — они были посвящены экс-бойфренду Эми, о котором она отзывалась совсем не лестно.
Простая девчонка Эми записала сложный джазовый альбом с продюсером Салаамом Реми. Необычайная легкость, с которой Эми исполняет сложные партии, удивительный теплый вокал, игривая интонация, остроумные стихи — всё это в одночасье делает из Уайнхаус звезду в Британии, и ее жизнь круто меняется. Двадцатилетняя девушка совсем не готова к славе и на какое-то время отключается от музыки: живет одна, ходит по пабам, слушает «The Libertines» и курит марихуану.
Ее творчество и образ — смесь дивы из гёрлз-бэндов 50–60-х годов (знаменитый кокон и гигантские стрелки Уайнхаус позаимствовала у солистки группы "The Ronettes" Ронни Спектор) и пацанки из пригорода с татуировками и ужимками подростка — стали прорывом. Звёзды ее уровня обычно выглядели как богини, которые спускались с Олимпа, чтобы донести глоток амброзии до зрителей. Эми же скорее можно сравнить с Эдит Пиаф, восходившей на этот Олимп во время выступлений, а в жизни вне сцены остававшейся обычной, порой неуверенной в себе женщиной — «недостаточно великолепной» для дивы и легко попадавшей в ловушку собственных страстей.
В одном из пабов она и знакомится с любовью своей жизни и будущим мужем — Блейком Филдер-Сивилом. Их садомазохистские отношения станут пищей для таблоидов, он познакомит ее с крэком и героином. Они будут причинять друг другу боль — и физическую, и моральную. При этом почти все песни со второго и последнего прижизненного альбома «Back to Black», за который Эми была номинирована на шесть «Грэмми» и получила всемирную известность, именно о нем.
За несколько лет отношений с Блейком Эми превращается в тот самый стереотип наркоманки и городской сумасшедшей, в который не плюнул только ленивый. Она теряет друзей, способность держаться на сцене и просто интерес к жизни. Блейк стал средоточием смысла, который в итоге не смогла вернуть даже музыка, хотя в последние годы Эми работала над материалами для нового альбома. Он вышел посмертно, озаглавленный «Lioness: Hidden Treasures». Пара то расставалась, то сходилась: они пытались совместно лечиться от наркозависимости, затем вместе срывались, Блейк попал в тюрьму, затем подал на развод. Однако, если бы не он, не было бы песни «Back to Black», слова и мелодию которой, по словам Марка Ронсона, Эми написала за три часа.
Из «простой девчонки» Эми превратилась в девочку-беду. «You know that I’m no good», одна из лучших песен со второго альбома, рассказывает о боли и каком-то фаталистском драйве саморазрушения Уайнхаус гораздо лучше, чем несколько документальных фильмов. «I cheated myself like I knew I would» — могло бы быть написано на ее надгробном камне.
В длинном интервью для «сенсационного» фильма «Amy Winehouse: The Untold Story» Блейк рассказывает, что певице было трудно выражать свои эмоции, поэтому она и раскрывала их в музыке. Это, возможно, так, хотя трудно верить человеку, беззастенчиво заявляющему: «Иногда я приносил домой только наркотики, ведь зарабатывал-то я меньше, чем Эми». Как трудно и до конца верить раскаянию и скорби Митча Уайнхауса, зная, что он действительно сначала думал, что дочери не нужно лечиться от наркозависимости («and if my daddy thinks I’m fine» — это тоже не выдумка певицы).
Отец, к примеру, решил приехать к ней со съемочной группой фильма «Моя дочь Эми» в самый неподходящий момент, когда Эми в очередной раз пыталась справиться с зависимостью. Трудно верить, что певица предала себя одна, без помощи людей, поставлявших ей наркотики, но, главное, без людей, которые много лет смотрели на ее саморазрушение и думали, что оно как-то само рассосется. К ним, к счастью, не относились ее друзья, но только их усилий оказалось недостаточно. Подруги детства, соратники по музыке (среди них Mos Def, Рассел Брэнд, сам Марк Ронсон) и даже работавшие на нее телохранители вспоминают о ней как о любящей и отзывчивой девушке, которую они пытались спасти всеми способами.
Отзывчивость — черта, о которой не так часто вспоминают в связи с именем Уайнхаус, а зря. Певица тратила огромные деньги на благотворительные проекты — от Международного фонда борьбы с рабством (Anti-slavery International) или WaterAid до UNICEF и других фондов, оказывающих помощь детям. Она участвовала в благотворительных акциях, а также адресно помогала людям. Многие представители благотворительности отзывались о певице просто: «Эми только попроси — она всё сделает».
Еще четыре года жизни Эми проводит в таких мучениях, которые не дают ей возможности по-настоящему почувствовать любовь друзей, свой успех и любовь той самой публики, которую она воспринимает как большого брата, глядящего на нее через призмы камер папарацци и с обложек таблоидов. Всё это закрывает черная депрессия и ненависть к себе и к своему телу. Брат певицы Алекс первым открыто заявил, что считает булимию, возможно, главной причиной, по которой Эми не справилась с алкогольным отравлением. Больное сердце, эмфизема легких и другие болезни были получены ею не только из-за наркотиков.
Странная, смешная, временами пугающая, трагически и банально погибшая в 27 лет, Эми навсегда запомнится своим гротескным образом, но, главное, по-настоящему прочувствованными текстами. Все книги и кино о певице твердят на разные лады о том, каким феноменом была Эми Уайнхаус, но до сих пор никому не удалось внятно объяснить почему. Великий джазмен Тони Беннетт считает ее одной из лучших джазовых певиц всех времен, и не только из-за ее потрясающего голоса. Чтобы понять, кто такая Эми, нужно просто хотя бы раз вдумчиво послушать ее совсем небольшую дискографию, забыв на минуту о шлейфе скандалов, окружавших ее. Возможно, лучшую биографию Эми Уайнхаус написала она сама в тех песнях, которые уже приятно напевать и цитировать не вдумываясь, но за которыми стоит целая жизнь.
Ландыш Рифовна
*Официальный совет певицы - www.amywinehouse.com/
*В 2015 году режиссёр Азиф Кападиа снял документальный фильм «Эми» в память о певице Эми Уайнхаус. Фильм стал лауреатом «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм» - https://www.kinopoisk.ru/film/762484/
*Правила жизни Эми Уайнхаус - https://esquire.ru/wil/amy-winehouse
#AmyWinehouse #Soul #Jazz #JazzCalendar #14SeptemberJazz #ЛандышАхметгараева
Источник - http://www.wonderzine.com/
https://www.youtube.com/watch?v=jfYlyeFx0sg